Даже самый маленький малыш
может свободно управлять этой легкой
и маневренной машиной, развивая до-
вольно приличную скорость.
Этот карт — машина педальная. Его
педали, как и у подобных заводсккх
машин, связаны тягами с коленчатым
валом, который преобразует возвратно-
поступательное движение педалей во
вращательное. Но в отличие от завод-
ского варианта, на коленчатом валу
этого карта штифтом закреплена веду-
щая шестерня, которая входит в зацеп-
ление с ведомой шестерней, закреплен-
ной на оси колеса. Благодаря приме-
нению шестеренчатой передачи ось ко-
леса вращается в 2,7 раза быстрее
коленчатого вала. Отсюда легкость хо-
да и завидная скорость. Для свободного
поворота карта ведущим делается толь-
ко одно заднее колесо.
При повороте рулевого колеса пово-
рачивается рулевая колонка, а вместе
с ней и поворотный рычаг. Далее дви-
жение передается на поворотную тягу,
связанную с поворотной цапфой коле-
са. Для одновременного поворота ле-
вого и правого колеса цапфы соеди-
няются тягой — основанием рулевой
твапеции. Конструкция проста и вполне
доступна для изготовления в домашних
усповкяк.
ШАССИ КАРТА 13 изготовляется из
деревянных брусков, желательно твер-
дых пород (березы, дуба). Части между
собой соединяются на клею, а для на-
дежности в места соединения вгоняют-
ся деревянные шпильки.
ОСИ КОЛЕС И ПОВОРОТНЫЕ
ЦАПФЫ 9 рулевого управления изго-
товляются из одного куска стального
Прутка. Сначала пруток сгибают под уг-
лом 90е — получают ось колеса. На-
садив на этот конец подшипники 8 с
кронштейнами подвески 5, загибают
второй конец прутка. Он-то и будет
цапфой. После того как это сделано,
необходимо для более плотной посадки
подшипников в местах, где они будут
находиться, немного расплющить
пруток.
КРОНШТЕЙНЫ ПОДВЕСКИ пе-
редних колес 5 выполнены из листового
дюраля. Гнезда для подшипников 8 вы-
тачиваются на токарном станке. Крон-
штейны устанавливаются на шасси с
помощью двух болтов @ 5 мм).
Поворотные цапфы соединяются ос-
нованием рулевой трапеции 10, выпол-
ненным из 5-мм стальной проволоки.
К одной из цапф подсоединяют пово-
ротную тягу 6, которая другим концом
соединяется с рычагом поворота ко-
лес 11. Собирая рулевое управление,
добейтесь свободного хода тяги. Для
этого можете изгибать тягу, закручивать
ее «штопором». На работе рулевого уп-
равления это не отразится, но тяга
должна работать без заеданий. Поворот-
ный рычаг крепится на рулевой колон-
ке 3 болтом МЗ.
РУЛЕВАЯ КОЛОНКА 3 - это сталь-
ная тонкостенная трубка. Крепится она
двумя трубками, одна из которых —
кронштейн-подпятник 7 — сплющивает-
ся с одной стороны и привинчивается
к шасси, с другой стороны просверли-
вается отверстие, куда вставляется руле-
вая колонка. Другая трубка — опора-
подшипник 4 — одним концом
устанавливается на оси подвески педа-
лей 34, с другого конца в отверстие
вставляется рулевая колонка. Рулевая
колонка закрепляется шплинтом-ограни-
чителем 12. Между шплинтом и опорой
4 устанавливается шайба.
РУЛЕВЫМ КОЛЕСОМ 1 может слу-
жить детская игрушка «Руль с сигна-
лом». Нужно только уменьшить диаметр
самого колеса — обрезать у него спм-
цы, а обод вырезать из фанеры толщи-
ной 5 мм, прикрепить на спицы и об-
мотать тесьмой. Переходным элементом
от рулевой колонки к рулевому колесу
служит деревянная втулка 2. Если нет
возможности купить такой руль, то ру-
левое колесо можно целиком вырезать
из фанеры.
МЕХАНИЗМ ПЕРЕДАЧИ представ-
ляет собой коленчатый вал 26, смонти-
рованный на шасси. Он установлен на
кронштейнах 25 и соединен тягами 28
с двумя педалями 30. Педали шарнирно
закреплены на оси 34, также укреплен-
ной на кронштейнах 29.
Передача на заднее колесо осуществ-
ляется двумя шестернями, одна из ко-
торых — ведущая 20 — насажена на
коленчатый вал, а другая — ведомая
21 — на ось заднего колеса 18. Чтобы
карт мог свободно маневрировать, веду-
щим делается только одно колесо. Оно
закрепляется жестко на ведомой оси 18.
Другое заднее колесо закрепляется на
оси 19, свободно вращающейся в под-
шипнике. Подшипники задних колес
имеют внутренний диаметр 6 мм и
вставляются в обоймы 23, которые, в
свою очередь, крепятся к кронштей-
нам 22. Оси в подшипники вставляются
с натягом. Подшипники коленчатого
вала 24 имеют внутренний диаметр
6 мм и запрессовываются в кронштей-
ны 25. При установке на шасси зад-
него ведущего колеса окончательно
закреплять его можно в том случае,
если происходит нормальное зацепле-
ние шестерен: диаметр ведомой 30 мм;
ведущей — 82. Если таких шесте-
рен нет, то можно использовать
другие шестерни (естественно, устано-
вочные размеры будут другими). Пере-
даточное отношение шестерен должно
быть примерно 2,5; 2,7. Диаметр ведо-
мой шестерни не должен превышать
32 мм.
ТЯГИ 28 изготовлены из медной
трубки, с одного конца которой про-
сверливается отверстие 0 3 для крепле-
ния к педалям. К коленчатому валу
тяга присоединяется с помощью обой-
мы 27, в которую запрессован под-
шипник. При изготовлении коленчато-
го вала на стальной пруток насажива-
ют тяги, а затем выгибают его, так
как на готовый коленчатый вал тяги
установить невозможно. Желательно в
качестве подшипников тяг использо-
вать двухрядные качающиеся шарико-
подшипники.
В этом случае работа ме-
ханизма передачи будет мягче.
ПЕДАЛИ карта сборные. Каждая со-
стоит из двух рычагов 33, оси 32 и
.собственно педали 30. С внутренней
стороны оси педали высверливается
отверстие и нарезается резьба МЗ под
винт крепления тяги 28. Чтобы умень-
шить трение, в отверстия рычагов пе-
далей вставляются бронзовые втулки 31.
Педали подвешиваются на оси 34 и
закрепляются от осевых перемещений
шплинтами с шайбами. Между педаля-
ми установлен опора-подшипник 4
руленой колонки.
КОЛЕСА 17 изготавливаются из
стеклоткани с эпоксидной смолой.
Для этого из дерева вытачивается мат-
рица диаметром 94 мм и толщиной
52 мм с отверстием 12 мм.
После оклейки матрицы и высыхания
стеклоткани с двух сторон просверли-
вается отверстие 0 12 мм, соосное с
отверстием в матрице. Затем стекло-
ткань разрезается по окружности. По-
лученные половинки надевают на
трубку из стеклоткани, склеенной за-
ранее с внутренним 0 6,2 мм и внеш-
ним 0 12 мм.
Места соединения с трубкой и две
половинки колеса склеивают эпоксид-
кой смолой. Затем колесо шлифуют и
надевают на него шину. Шиной мо-
жет служить кусок камеры от мото-
роллера. Ее необходимо приклеить к
колесу. Когда клей высохнет, шину об-
резают до нужного размера. Колесо
красят с одного торца и ставят на
карт.
Если вы не сможете выклеить колеса
из стеклоткани, сделайте их из дерева.
В этом случае в ступицы передних ко-
лес необходимо вставить скользящие
или шарикоподшипники.
СИДЕНЬЕ карта 15 изготовляется из
пруткового дюраля и оплетается тесь-
мой. Крепится сиденье к карту П-об-
разными дюралевыми профилями 14 с
внутренними бортиками, удерживающи-
ми сухарик 16. За счет такого крепле-
ния сиденье можно регулировать по
росту ребенка.
Под заднюю часть сиденья, в ме-
стах соприкосновения с профилями,
подкладываются кусочки толстой ре-
зины толщиной 4 — 6 мм. Сами профи-
ли прикрепляются к шасси болтами
М5. Если для изготовления карта
будут использованы рекомендованные
материалы, вес карта не будет превы-
шать 2,6 — 2,7 кг.
При изготовлении рычага поворота
колес 11 не следует прорезать паз под
тягу 6 на всю глубину, указанную на
чертеже, так как эта тяга, упираясь в
поворотный рычаг, ограничивает пово-
рот руля. Поэтому паз под тягу про-
резается с таким расчетом, чтобы при
собранном рулевом управлении руль
почти не мог вращаться, а затем глу-
бина паза доводится до нужной ве-
личины.