1. Лучший
способ преодолеть «препятствие пустой страницы»
Я пишу,
потому что слова просто выходят из меня, и мне за это ещё и платят. Иногда я
описываю свой труд так: это как переспать с красивой женщиной, которая после
этого достает кошелек и платит мне за это. Мне нравится.
Чарльз
Буковски
В отличие
от Чарльза Буковски, для большинства авторов написание — это серьезный труд.
Оно забирает много мысленной энергии, заставляет напрягать свою рабочую память
и иногда даже вызывает чувство уязвимости, когда вы пытаетесь быть честным в
своей работе.
Заставить
себя писать и так трудно, но если к этому ещё добавляется страх, что вам
придется представить свою работу на суд мировой общественности, это может
поставить крест на карьере писателя — вы просто никогда не начнете.
Чтобы
перебороть в себе эти чувства, можно сделать следующее: разрешить себе писать
плохо и просто начать.
Энн Лэмот, автор книги «Bird by Bird», написала целый очерк о
том, почему авторы должны начинать с ужасных черновиков.
Энн
рассказала, что знает много замечательных писателей, чьи книги пользуются
большим спросом. И все они не испытывают постоянного энтузиазма и не всегда
готовы с радостью писать. Кроме того, их черновики не отличаются особой
плавностью речи.
Зная это,
гораздо легче начать. Просто начните писать, и не важно, насколько плохо у вас
получается. Первые мысли могут вылиться на бумагу кое-как, коряво и
неблагозвучно, но может быть, это и хорошо? По-крайней мере, многие авторы
начинают свой путь к успеху именно с этого.
2. Не
используйте клише
Клише —
это застывшие формы, избитые выражения, которые часто применяются в литературе.
Дополняя свое произведение (часто, неосознанно) клише, вы не взволнуете
читателя, не заставите его задуматься, ведь он тоже сотни раз слышал и читал
эти фразы.
Конечно, мы сами часто слышим устойчивые выражения и повторяющиеся
фразы, как «подавляющее большинство», «стоит отметить», «на
сегодняшний день» и другие
подобные конструкции, поэтому они просто откладываются в голове и позже
выливаются на бумагу почти без вашего участия.
Это
сильно влияет на сам способ чтения: чем больше знакомых терминов и мыслей мы
встречаем в книге, тем чаще перескакиваем через них. В итоге чтение становится
неинтересным.
Лучший
способ избавиться от клише — объяснять знакомые понятия разными фразами.
Главное, найти золотую середину между запутанным языком, в котором ваши
читатели ничего не разберут, и слишком простым и банальным выражением идей.
Другими
словами, у ваших читателей должна возникнуть мысль, что они получают что-то
новое, но в то же время, вызывающее доверие.
3. Пишите
так, как разговариваете
"Только
написание, а не мечты об этом, формируют наш собственный стиль."
П.Д.
Джеймс
Американский писатель и сценарист Элмор Леонард говорил о
первостепенном значении читателя, а не пособий и уроков по написанию
«правильного» текста. Никогда не
ставьте «хрестоматийное» написание
выше, чем интерес читатели и способность захватить его внимание.
"Если
это звучит, как написанное, я переписываю заново."
Элмор
Леонард
Писать
так, как вы говорите, труднее, чем кажется, но в итоге текст получает проще и
понятнее, без заезженных фраз и витиеватых оборотов. Чтобы понять, можете ли вы
так говорить, можно сделать следующее:
Представьте,
что перед вами сидит собеседник, и пишите так, как будто вы с ним
разговариваете.
4.
Используйте короткие слова, предложения и параграфы
Вы можете
использовать длинные предложения в разговоре, но когда вы пишете, старайтесь
употреблять их реже. Написав текст, вы всегда можете сократить предложения,
разбить их и убрать ненужные обороты.
«Отец рекламы» и успешный
копирайтер Дэвид Огилви советовал:
Используйте
короткие слова, предложения и параграфы. Никогда не пишите больше двух страниц
об одном предмете.
Это в
большей степени касается не редактирования, а простоты изложения. Подавайте
информацию как можно короче и проще, используя короткие слова.
"Помните, что два великих мастера, Уильям Шекспир и Джеймс Джойс,
писали по-детски простые предложения с глубоким смыслом. «Быть или не быть?», — спрашивает Гамлет. Самое длинное слово в
этой фразе из четырех букв."
Курт
Воннегут (американский писатель-сатирик)
5.
Пытайтесь писать меньше, а не больше
Теперь мы
подошли к редактированию. Когда вы уже почувствовали себя комфортно, начали
писать и создали свой первый черновик, наступает время редактирования. И очень
скоро вы понимаете, что этот процесс занимает едва ли не больше времени, чем
само написание.
Хорошо,
если у вас есть кто-то, чтобы прочитать вашу работу, или вы можете сами
прочитать её вслух — так лучше видно все ошибки и промахи.
Во время
редактирования важно отстраниться от написания и оценить свой текст объективно,
как строгий редактор. Обратите внимание, насколько ясно вы выражаете мысли,
есть ли у вас длинные слова, запутанные предложения и ненужные уточнения.
Курт
Воннегут использовал для редактирования отличное правило:
Каким бы
красивым ни казалось вам предложение, если в нем нет ничего нового или
полезного — сотрите его.
6.
Продолжайте писать во что бы то ни стало
Чем
больше вы пишете, тем лучше становятся ваши тексты. Вы оттачиваете стиль,
больше вникаете в процесс написания. Даже когда у вас дефицит идей, просто
продолжайте писать, и это может стать началом гениального произведения.