1. Фондовые индексы
заранее ничего не принимают в расчет.
Все участники рынка одновременно
владеют всей информацией, важной для толкования ценности акции, и это знание не
принимается
в расчет при колебаниях рыночной цены.
2. Рынок имеет три движения — "первостепенное", "второстепенное" и "третьестепенное".
Ценовые колебания всегда следствие
этих трех типов движений, действующих одновременно, но не обязательно в
одинаковом направлении.
Самые большие движения —
"первостепенные", это тренды
протяженностью в несколько лет. Основной бычий рынок начинается, когда вся наихудшая информация не принимается в расчет в
формирование цены и первые надежды на будущее начинают давать свои всходы. Это
называется "первой фазой" бычьего рынка. Во "второй фазе"
рынка
эти надежды подтверждаются, и экономика демонстрирует реальное улучшение. "Третья
фаза" главного тренда отражает
преувеличенный оптимизм без какого-либо на то реального обоснования. Основной
медвежий рынок имеет те же самые три
фазы, но только все развивается наоборот.
Второстепенное движение длится от трех недель до нескольких месяцев, часто сочетая в себе коррекцию,
глубиной от одной трети до двух
третей предыдущей первой фазы.
Третьестепенное движение длится менее
трех недель. Оно в относительной степени демонстрирует чувствительность к стохастическим
внешним воздействиям и имеет малое или вообще никакого отношения к предсказанию
других
движений. Все три рыночных движения, а также приложения представлены в последующих
главах.
3. Зоны поддержки и
сопротивления дают ценовые сигналы. Когда цена колеблется в узком интервале от двух
до трех недель или более, возможно "накопление" ценных бумаг у маленькой группы
профессионалов (до начала подъема) или "распределение" ценных бумаг
среди многих любителей (в преддверии начала падения).
4. Объем поддерживает
цену. Значимость
ценового движения как сигнала усиливается, когда возникает большой объем (оборот). Объем
следует за направлением тренда, и, если объем высокий, когда рынок поднимается,
и маленький в период падения
рынка, это говорит, что рынок пойдет вверх.
5. Тренд должен
подтверждаться пиками и впадинами. Восходящий тренд остается незыблемым, пока все
новые пики и вадины не перестанут подниматься. Нисходящий тренд соответственно
устойчив, пока не прекратится понижение всех пиков и впадин.
6. Оба индекса должны
подтверждать тренд акции. Первостепенный тренд фондового рынка не может реально установиться, пока оба
индекса — и индекс акций промышленных компаний, и индекс акций транспортных
компаний — не начнут однонаправленное трендовое движение.
Наука — это не только
то, что кто-то порой утверждает. Она живет согласно нескольким основным
принципам, которые можно сформулировать приблизительно следующим образом:
•
наука, если это вообще возможно, основывается на систематическом
наблюдении/измерении реальных событий.;
•
хорошо установленный способ может быть использован и другими учеными;
•
если вы полагаете, что можете объяснить причины такого наблюдения/измерения,
значит, вы обладаете "гипотезой";
•
вам следует проверить гипотезу, попробовав доказать, что она на самом
деле неверна. Эти попытки не должны увенчаться успехом;
•
несколько
гипотез зачастую вместе создают основу для "теории"..;
•
которая, опять-таки, часто побуждает к развитию новой гипотезы;
•
теория также может стать основой для создания действующих "моделей";
•
если гипотеза или теория полностью приемлема для всех ситуаций в пределах
своей тематической области, она становится "законом".
"Самый важный и единственный фактор в
формировании рынков ценных бумаг —
человеческая психология",
основные правила рынка
Итак, подведем
краткие итоги основных правил для инвесторов:
Правило 1: рынок
впереди. Совокупность проницательности всех действующих и потенциальных
инвесторов обычно больше, чем одного-единственного человека. Возможно ли, что
"другие" знают то, чего не знаем мы? Мы никогда не можем быть уверены в
этом. Нам придется согласиться, что это рискованная задача — находиться
впереди знания всего рынка и заблаговременно не принимать во внимание это знание
рынка о ценах.
Правило 2: рынок
иррационален. Рынок может быстро реагировать на факты, но он может быть и
субъективным, эмоциональным и подчиняться всего только одному капризу изменяющихся
трендов. Иногда цены могут колебаться в зависимости от финансового положения и интересов
инвесторов, блуждая между массовой истерией и безразличием, нежели между
курсами ценных бумаг. Следовательно, попытки частного инвестора быть
разумным, на самом деле могут оказаться абсурдным поведением.
Правило 3: обстановка
хаотична. Макроэкономические прогнозы обычно слишком неточные, чтобы
представлять хоть какую-то ценность для инвестора, и все потому, что на экономические
взаимосвязи постоянно воздействуют мелкие, но существенные факторы, которые никто
не может предсказать или оценить, но они могут изменить все. Даже еще хуже: то же
самое касается и финансовых рынков.
Эти три правила
существуют столько, сколько существуют рынки, и, несмотря на это, очень мало людей
понимают, что они означают.
Но сегодня мы имеем
и четвертое правило, сформулированное техническими аналитиками, использующими
графические диаграммы при анализе рынка: правило гласит, что эти графики самореализующиеся.
Если много людей проведут сходные линии на одинаковых графиках и оснастят свои
компьютеры однородной системой принятия решений, то результаты будут самоподтверждающими.
Итак, правило звучит следующим образом:
Правило 4: трафики
являются самореализующимися. Если много людей используют одинаковые графические
системы,
они могут заработать прибыль на своих сделках, независимо от того, правы ли они на
самом деле.
Инвестирование
немного похоже на игру, и, чтобы играть в эту игру, мы должны понимать эти
четыре правила. Мы подробнее проверим эти правила в главах 3—6, но прежде необходимо
объяснить
несколько практических терминов. Следующая глава посвящена именно этому.
Другими словами: фондовый рынок опережает экономику — не очень сильно, но
больше, чем хотят большинство квалифицированных экономистов. Это предположение
называется "гипотезой об эффективности рынка".
1.Пока Бычий
консенсус движется, не достигая зоны перекупленное™ или перепроданности,
необходимо следовать тренду индикатора как общему правилу.
2.Это особенно важно, когда открытый
интерес растет вместе с развитием ценового тренда.
3.Если индикатор настроения
показывает перекупленный или перепроданный рынок и одновременно растет открытый
интерес,
то сигнал ликвидируется.
4.Если
открытый интерес падает, это означает, что торговля должна закончиться взятием прибыли или остановкой через принятие убытков. Данный симптом говорит о
снижении надежности трендового
движения.
5.Если открытый интерес падает одновременно
с достижением
индикатора настроения предельной точки, а затем обратным движением в нейтральную зону, это говорит об очень сильном развороте тренда.
индикатора настроения предельной точки, а затем обратным движением в нейтральную зону, это говорит об очень сильном развороте тренда.
И, наконец, есть отличительный
признак, что новый тренд в дальнейшем
может получить усиление: если тренд явно развернулся, а перед этим за короткий промежуток времени образовался
очень большой открытый интерес. Причина этого в том, что полученные частью инвесторов и трейдеров убытки
потребуют покрытия.
Позиции — это скрытые потребности и
желания, влияющие на действия человека, и о которых нам не обязательно надо знать. Многие исследования показали, что
люди принимают, в сущности, всякие позиции,
независимо от того, знакомы ли они на
самом деле с ними или нет. Поэтому можно предположить, что позиции несут ответственность за
жизненные функции человеческого ума.
Сегодня психологи согласны с тем, что эти функции можно разделить на четыре
категории: "адаптивные позиции",
"самореализуемые позиции", "позиции знаний" и "позиции самозащиты" .
психологические явления во
время паники
• Теория соматического
маркера. Сильные угрозы возбужда
ют соматические реакции, усиливающие длительную па
нику. Это может происходить во время сильного падения
цен, так как паника вызывает быстрые изменения позиции
личности.
ют соматические реакции, усиливающие длительную па
нику. Это может происходить во время сильного падения
цен, так как паника вызывает быстрые изменения позиции
личности.
• Социальное
сравнение. Мы используем поведение других
как источник информации о проблеме, которую затрудня
емся объяснить. Общественная паника посылает очень чи
стый сигнал о мыслях других людей о рынке и экономике,
и это может на нас повлиять.
как источник информации о проблеме, которую затрудня
емся объяснить. Общественная паника посылает очень чи
стый сигнал о мыслях других людей о рынке и экономике,
и это может на нас повлиять.
• Анкеровка, Наши решения
находятся под влиянием входя
щей информации, которая, как нам кажется, предлагает
правильный ответ. Если эта информация об очень быстром
падении цен, вероятней всего, мы делаем вывод, что и эко
номика ведет себя сходным образом.
щей информации, которая, как нам кажется, предлагает
правильный ответ. Если эта информация об очень быстром
падении цен, вероятней всего, мы делаем вывод, что и эко
номика ведет себя сходным образом.
• Необъективность
оценки прошедших событий. Мы переоце
ниваем вероятность, что могли бы предсказать исход про
шедших событий. Мы думаем, что могли бы предсказать
панику, и это заставляет нас еще сильнее стремиться ис
правлять свои собственные ошибки.
ниваем вероятность, что могли бы предсказать исход про
шедших событий. Мы думаем, что могли бы предсказать
панику, и это заставляет нас еще сильнее стремиться ис
правлять свои собственные ошибки.
Чтобы
извлечь выгоду из скользящих средних, необходимо использовать
комбинацию двух, возможно, и трех простых средних значений. Представьте
себе бестрендовый рынок, в котором мы нарисовали три различные скользящие средние.
Здесь цена беспрерывно будет пересекать вверх и вниз свою собственную скользящую среднюю, и
"краткосрочная" средняя, основанная, к примеру, на трехдневных
ценах, будет постоянно пересекаться с более долгосрочной средней, например, 10- или
20-дневной средней.
Более того, некоторые
из скользящих средних разворачиваются вверх, тогда как другие вниз. График
нефти (рис. 28) с 3-, 10- и 20-дневными скользящими средними — хороший пример вышесказанного.
В последний день на этом графике происходит кое-что интересное: цена прорывается
через все средние значения, располагаясь в последовательности 3-, 10- и 20-дневной средней под
рыночной ценой, и все обращены к верхней стороне, в одном и том же направлении.
Это тот случай, когда мы говорим (мы теперь оставляем Доу в покое), что здесь
сигнал к
покупке, потому что:
Рисунок 28 Фьючерсные
контракты на сырую нефть. График показывает дневные торговые диапазоны и цены
закрытия контрактов на нефть, торгуемых на Нью-Йоркской товарной бирже. В конце
показанного периода (ноябрь—декабрь 1986 года) цена прорвалась вверх, и бычий рынок подтвердился развитием в скользящих
средних, построенных как 3-, 10- и
20-дневные от цен закрытия. ("Золотые кресты" объясняются в тексте).
Если рынок в сильном восходящем тренде,
все средние значения расположатся под рыночной ценой; они все будут обращены
к верхней
стороне, и самые длинные средние расположатся более отдаленно от рыночной
цены. В нисходящем тренде все происходит наоборот.
Когда средние пересекают друг друга, чтобы
потом расположиться в правильной последовательности для тренда, это само по себе также
рассматривается как сигнал к покупке или продаже, обеспеченный тем, что оба
наклонены в направлении тренда. Если каждый из них наклонен в своем собственном
направлении,
прорыв скользящей средней не будет иметь значения, отвергая тем самым вероятность
возникновения движения.
•
Когда краткосрочная поднимающаяся скользящая средняя
прорывается наверх через долгосрочную восходящую сред
нюю, мы имеем золотой крест, то есть сигнал к покупке.
прорывается наверх через долгосрочную восходящую сред
нюю, мы имеем золотой крест, то есть сигнал к покупке.
•
Когда краткосрочная нисходящая средняя прорывается вниз
через долгосрочную нисходящую среднюю, мы имеем мертвый
крест (названия "золотой крест" и "мертвый крест" придума
ны английским чартистом Брайаном Марбером), то есть сиг
нал к продаже.
через долгосрочную нисходящую среднюю, мы имеем мертвый
крест (названия "золотой крест" и "мертвый крест" придума
ны английским чартистом Брайаном Марбером), то есть сиг
нал к продаже.
•
Прорыв средней, при котором одна средняя обращена в верх
нюю сторону, а остальные в нижнюю сторону, отвергает под
тверждение очевидности тренда.
нюю сторону, а остальные в нижнюю сторону, отвергает под
тверждение очевидности тренда.
•
Представьте себе рынок со значительными падениями на протяжении
нескольких дней или недель, удивляющий большинство инвесторов. В такой ситуации
многие не выйдут из рынка, потому что каждый день они надеялись, что видели
основание спада. Эти инвесторы уже решили продавать, но надеются, что сделают это на подъеме, чтобы
срезать свои убытки.
•
Если эта восходящая реакция на самом деле имеет место, следовательно, она
быстро встретится с ордерами на продажу от этих взволнованных инвесторов. Чем сильнее
предыдущее падение и продолжительнее период времени, который имел место до
начала встречной реакции, тем сильнее его воздействие
и тем сильнее тенденция к продаже при небольшом подъеме.
•
Все правила, касающиеся признаков, выявленных из скользящих средних,
естественно, предполагают выбор основы для расчета среднего значения. Как правило,
он столь же эффективен, как и индикатор настроения рынка. Наиболее часто
употребляемыми интервалами являются, скорей всего, следующие:
•
Основные периоды для расчета
Фьючерсные контракты 3,10, 20, 50, 200
Фьючерсные контракты 3,10, 20, 50, 200
• Валюты 10, 20, 50, 200
• Фондовые рынки 20, 50, 200
• Денежный курс 20, 50
психологические явления, способные объяснить
асимметричность движения объемов на Бычьих
и медвежьих рынках
» Теория
перспективы. Мы имеем беспричинную тенденцию менее рисковать прибылью,
чем убытками. Это означает, что мы быстро продаем, если зарабатываем прибыль,
но не продаем, если терпим убытки.
•Эффект определенности. Мы предпочитаем
надежный заработок
намного большему заработку, который почти гарантирован, но не
точно. Это заставляет нас закрывать удачные позиции, если даже
мы полагаем, что дальше может быть еще лучше.
намного большему заработку, который почти гарантирован, но не
точно. Это заставляет нас закрывать удачные позиции, если даже
мы полагаем, что дальше может быть еще лучше.
•Позиции самозащиты. Мы адаптируем свои
позиции, чтобы они,
как нам кажется, подтверждали ранее принятые нами решения.
Если рынок идет вверх после того, как мы купили, тогда мы про
даем, реализуя свою прибыль. Но, если рынок идет вниз, мы ре
шаем стать долгосрочными инвесторами и, таким образом, дер
жаться рядом с ним.
как нам кажется, подтверждали ранее принятые нами решения.
Если рынок идет вверх после того, как мы купили, тогда мы про
даем, реализуя свою прибыль. Но, если рынок идет вниз, мы ре
шаем стать долгосрочными инвесторами и, таким образом, дер
жаться рядом с ним.
•Теория сожаления. Мы стараемся избегать
действий, подтверждаю
щих совершенные нами ошибки. Продажа, при которой мы тер
пим убытки, такое подтверждение ошибки.
щих совершенные нами ошибки. Продажа, при которой мы тер
пим убытки, такое подтверждение ошибки.
•Отделы мозга. Мы разделяем феномен
на различные отделы и пы
таемся оптимизировать каждый отдел по отдельности, вместо того
чтобы оптимизировать целое. Такое поведение может означать,
что мы закрываем удачные позиции просто потому, что они при
быльные.
таемся оптимизировать каждый отдел по отдельности, вместо того
чтобы оптимизировать целое. Такое поведение может означать,
что мы закрываем удачные позиции просто потому, что они при
быльные.
•Когнитивный диссонанс. Когнитивный диссонанс
возникает, когда
мы имеем доказательство, что наши предположения неверные.
Мы пытаемся избегать такой информации или искажать ее, или
пытаемся избегать действий, выявляющих этот диссонанс. Прода
жа, при которой мы терпим убытки, является таким действием,
подтверждающим совершение ошибки и, следовательно, образу
ющим когнитивный диссонанс.
мы имеем доказательство, что наши предположения неверные.
Мы пытаемся избегать такой информации или искажать ее, или
пытаемся избегать действий, выявляющих этот диссонанс. Прода
жа, при которой мы терпим убытки, является таким действием,
подтверждающим совершение ошибки и, следовательно, образу
ющим когнитивный диссонанс.
•Чрезмерная самоуверенность. Мы переоцениваем свою способ
ность принимать верные решения. Когда рынки идут наверх, мы
зарабатываем деньги и полагаем, что это из-за того, что мы умны
и проницательны, поэтому-то и начинаем торговать больше имен
но по этой причине.
ность принимать верные решения. Когда рынки идут наверх, мы
зарабатываем деньги и полагаем, что это из-за того, что мы умны
и проницательны, поэтому-то и начинаем торговать больше имен
но по этой причине.